Техника выполнения художественной ковки

К изделиям художественной ковки на Руси во все времена было особое отношение. Мастеров по художественной ковке было не много, работа их дорого ценилась и позволить себе художественную ковку могли не многие наши предки. Наличие кованых предметов в интерьере или экстерьере особняка, а ныне – загородного дома или городских апартаментов, может рассказать об их владельце многое. В первую очередь, о его прекрасном вкусе, о высоком социальном статусе и, конечно, о состоятельности – ведь кованые изделия являются продуктом ручного труда, поэтому и стоят недёшево. Именно кованые изделия придают изюминку старины, добротности, своеобразного изящества и уюта любому помещению.

Общее по технологии ковки

Процесс изготовления кованого изделия интересен, но требует немалых теоретических знаний, опыта, навыков и мелких нюансов ковки, которыми владеют настоящие мастера своей профессии. Художественная ковка изделий требует и специального помещения – кузни, оснащённой необходимым оборудованием, множеством инструментов и дополнительных приспособлений. Но, как и в прежние времена, наиболее важными из оборудования при ковке являются наковальня и молот, или кувалда.

Наковальня должна иметь особую форму, позволяющую выполнять технологические операции по обработке металла разного уровня сложности. Также наковальня должна быть крепкой, чтобы выдерживать серии ударов кувалдой по железу. Удары кувалдой наносятся под углом к обрабатываемому металлу, а вес самих кувалд варьирует в диапазоне 2-8 кг. Каждая кувалда используется для выполнения определённых технологических задач. На наковальню под обработку кувалдой металл подают в заготовке, заранее разогретой до определённой температуры в специальной печи.

После разогрева заготовку из печи извлекают при помощи специальных клещей, по форме губок они могут быть полукруглыми, трубчатыми, плоскими. При обработке заготовки, вначале ей придают определённую форму – квадратную, цилиндрическую или эллиптическую форму. Одним из показателей хорошего качества ковки является гладкость обрабатываемой поверхности металла. Для того чтобы придать поверхности ковки гладкость, в кузнице применяют специальные гладилки с хорошо отшлифованной поверхностью.

Углубления, ямки и канавки на обрабатываемую поверхность металла наносят при помощи нехитрых приспособлений. Таковыми, например, являются подбойки, конфигурация которых может быть очень разнообразной, многие из них – раритетные, выполненные самим кузнецом. Почерк некоторых мастеров художественной ковки узнаваем, эксклюзивность, уникальность кованого изделия зависит от мастерства, навыков и качественного инструмента кузнеца.

Помимо формы, заготовка, по необходимости уменьшить длину с увеличением сечения, подвергается процедуре осадке. Для этого разогретую заготовку размещают на наковальне вертикально и по верхнему её концу проводят удары кувалдой. Важно, чтобы заготовка при этом не согнулась, но небольшие изгибы выравниваются сразу. Когда толщину необходимо увеличить лишь с одного конца заготовки, используется технология высадки, аналогичная предыдущей, но разогрев заготовки проводится только с одного конца.

Вытягивание – технология, позволяющая увеличивать длину заготовки. Заготовке вначале придают форму квадратного сечения, а после на наковальне её обрабатывают кувалдой по всей длине, равномерно поворачивая по оси.

25 марта 2012