Рекомендации по прочности бетона

Проведенные специальные исследования позволили разработать новые рекомендации по срокам замораживания бетона и дифференцированно подойти к назначению критической прочности в зависимости от марки бетона. К слову сказать, количество мусора при бетонировании от качества бетона не зависит, но вывоз мусора строительного и регулярность этого действия может сильно повлиять на процесс бетонирования.

В СНиП установлено, что прочность бетона монолитных конструкций и монолитной части сборно-монолитных конструкций к моменту возможного замерзания должна быть не менее: 50% проектой прочности при проектной марке бетона до 150; 40%—для бетонов марок 200 и 300 и 30%—для бетонов марок 400 и 500. Для снятия несущей опалубки и частичной или полной загрузки конструкций критической прочности недостаточно. Поэтому СНиП требуют указывать в проекте производства работ возможное допущение замораживания бетона при достижении критической прочности. Это может быть вызвано и допущено с обоснованием, в зависимости от условий дальнейшего выдерживания бетона и от общей организации производства работ на объекте. По мере повышения марки бетона требования к абсолютному значению его критической прочности возрастают, а к относительному понижаются.

В связи с этим нежелательно использовать для изготовления бетонов, применяющихся при зимнем бетонировании, шлакопортландцементы, пуццолановые и низкомарочные портландцементы, отличающиеся замедленными темпами твердения. При производстве железобетонных работ в зимнее время целесообразно применять более активные портландцемент и глиноземистый цемент. Учитывая дефицитность и высокую стоимость глиноземистых цементов, их следует употреблять при возведении специальных конструкций и при особо срочных работах.
Прочность бетона, принятая в СНиП как критерий для допущения в отдельных случаях замораживания его в раннем возрасте, является основным, но не единственным.

Критическая прочность бетона при сжатии еще не определяет готовность материала к полной распалубке и воздействию расчетной или частичной загрузке. Она указывает на то, что при последующем твердении у бетона не обнаружится существенного недобора прочности по сравнению с марочной. При указанных значениях прочности бетон приобретает плотную сложившуюся структуру, а гидратация цемента достигает определенной глубины.
У бетонов высоких марок гидратация цемента протекает быстрее, так как при этом применяются более активные цементы или низкие водоцементные отношения. Воды, способной перейти в лед и вызвать опасные напряжения и деформации, становится значительно меньше. Таким образом, критическая прочность бетона при замораживании суммарно характеризует не только механические свойства, но и состояние, стадию его «зрелости».
Анализ требований СНиП III-B.1-70 по распалубке конструкций показывает, что они, так же как и по критической прочности, нуждаются в некоторой корректировке и дифференциации. Многие конструкции загружаются полной проектной нагрузкой не сразу после распалубки, а спустя какой-то промежуток времени и подчас весьма длительный. Поэтому для некоторых сооружений нет необходимости держать такую конструкцию в опалубке до достижения 70 или 100%-ной прочности. Снятие боковой опалубки при условии сохранности боковых поверхностей и кромок углов является недостаточно конкретным требованием. При надлежащем качестве опалубки, ее смазке и аккуратной работе по ее снятию можно распалубить конструкцию через несколько часов без повреждения. Однако потери бетоном влаги, особенно в углах, могут явиться причиной обезвоживания бетона в поверхностных слоях и недобора им прочности. Видимо, такие требования нуждаются в уточнении градации по пролетам и типам конструкций.

5 апреля 2013