Проблемы стоящего грузового и строительного транспорта в различных странах

Вопрос о рациональной организации стоянок грузовых автомобилей и спец-техники в различных странах приобрел особую актуальность. Это совпало с началом увеличения темпов автомобилизации во многих странах. Проведены первые обследования, изданы нормативы. Стал более пристально изучаться опыт стран Запада. Проблема стоянок и гаражей в различных странах возникла в иных условиях. С первых шагов автомобилизации делались попытки как можно более глубоко изучить ее суть.

Стало возможным подойти к решению вопроса с учетом интересов гармоничного развития транспорта. Ряд прогрессивных решений (строительство многоэтажных гаражей, ограничение времени стоянки, укрепление позиций общественного транспорта) принят в Будапеште, а также в других крупных других городах.

Приблизительно в это же время углубленное изучение проблемы стоящего транспорта началось и в нашей стране. На первых порах были проведены обследования с целью изучить характер использования легковых, грузовых автомобилей и спец-техники в условиях развитого общественного транспорта. Простейшие расчеты и наблюдения свидетельствовали о различных вариантах пользования автомобилем и разной их роли в решении проблемы стоянок. Вполне очевидно, что с повышением роли индивидуального транспорта в потоках возрастает потребность в гаражах и стоянках. Особенно остро эта проблема ощущается в крупнейших городах (Москве, Ленинграде, Киеве и др.) в местах сосредоточения интересов людей (в центрах, у станций метро, вокзалов, в крупных жилых районах). Первые обследования легкового транспорта в нашей стране проведены в 1965—1968 гг. в городах Прибалтики, Москве, Киеве, Ереване, где был достигнут наиболее высокий уровень автомобилизации. Были также собраны первые данные о стоянках автомобилей. В дальнейшем число обследований резко возросло в связи с увеличением производства автомобилей и разработкой комплексных транспортных схем для городов с населением более 250 тыс. чел.

Обследования легкового, грузового и спец транспорта методами опросов и подсчетов позволили определить характер его использования. Следует помнить, что регион Прибалтики в отношении использовании автомобилей идет впереди. Распространению и довольно интенсивному использованию автомобилей в нем способствует ряд факторов: относительно небольшие размеры городов, развитая дорожная сеть (плотность дорог с твердым покрытием 0,3—0,4 км/км2), относительно мягкий климат.

Многократные обследования, проведенные в разных городах, позволили выявить ряд особенностей и тенденций использования автомобилей: на территорию города приходится около 30—40% общего пробега автомобилей; использование легкового автомобиля в значительной степени зависит от времени года — зимой число пользующихся сокращается в 4—5 раз.

На использование автомобилей по разным целям влияют и другие факторы: расстояние от постоянного места стоянки; техническое состояние автомобиля; возраст владельца; доходы владельца, характер его работы; условия для стоянки автомобиля в месте назначения.

Можно утверждать, что все автомобили (за исключением тех, которые на ремонте) используются для поездок по культурно-бытовым-служебным целям. Наиболее характерным является поездка во время строительства. Часть владельцев используют автомобиль для длительных туристических путешествий. Очень популярными стали поездки горожан для кратковременного отдыха на природу, дачи и загородные дома, в коллективные сады, сельских жителей — в близлежащие города, тех и других — к родственникам, грузовой/строительный/спецтехника используется чаще всего во время строительства зданий. Можно предположить, что небольшие расстояния между близкими родственниками (родители — дети) способствуют не только транспортным связям на индивидуальных автомобилях, но и самой автомобилизации.

При помощи близко живущих родителей семьи детей быстрее приобретают автомобили. Этим отчасти можно объяснить более высокий уровень автомобилизации в меньших по территории республиках.
В то же время внеотпускной пробег легковых автомобилей распределяется относительно равномерно и составляет 9,5—10,5тыс. км.

30 марта 2012