Основное назначение и содержание карты шума

Многочисленные источники городского шума разбросаны по территории города, в результате чего в городе всегда ощущается определенный «акустический фон». Его величина значительно колеблется. Она зависит от времени суток, от близости и количества источников шума и др. Предусмотреть влияние будущих источников шума на шумовой режим жилой застройки и разработать конкретные рекомендации в этой области — одна из главных задач, стоящие перед градостроителями. Разрабатывая генеральный план населенного места, градостроитель намечает расположение основных зон города и транспортные связи между ними, т. е. сразу же выделяет местоположение основных источников шума в городе: внешнего и внутреннего транспорта промышленных и коммунально-складских зон.

Для того чтобы максимально использовать на этой стадии возможные меры по шумозащите, необходима карта (схема) основных источников городского шума, выполненная в масштабе генерального плана города. Она явится основой для регулирования шумового режима на селитебной территории города, основой для разработки комплексных градостроительных мер по защите жилой застройки от шума. Основой генерального плана и карты шума города яв ляется система городских улиц и дорог. Разработку схемы расположения источников шума города необходимо начинать со сбора сведений, позволяющих дать характеристику источников шума в городе, его «полюсов» шума. Они должны включать:

1. Условия движения на магистральных улицах города — интенсивность и скорость движения, количество единиц грузового и общественного транспорта в потоке, наличие мощных дизельных автомобилей, трамваев.

2. Данные о магистральных улицах — поперечные и продольные профили, длина перегонов, типы транспортных узлов с пересечениями в разных уровнях, типы перекрестков и площадей, покрытие дорожной одежды, конструкция трамвайного пути.

3. Данные о наличии больших стоянок открытого типа, трансформаторных подстанций.

4. Характеристику размещаемой промышленности.

5. Характеристику внешнего транспорта — интенсивность и скорость движения, конструкция рельсового пути, наличие мостов и путепроводов, класс и месторасположение аэропорта, авто- и железнодорожного вокзалов и т. д.

6. Сведения о строительном зонировании, плотности жилого фонда по районам и отдельным магистралям, типах возводимых зданий.

7. Данные о размещении территорий и объектов, требующих особо комфортных условий (больниц, научно-исследовательских институтов, парков и др.).

При разработке схемы расположения источников шума существующего города основные сведения об уровнях шума источников получают в основном путем натурных измерений. Это не значит, что расчетный метод неприемлем для определения расчетных (эквивалентных) уровней звука в условиях существующего города. Однако только „метод натурных измерений может дать реальную, существующую картину с учетом многих переменных факторов — изменение приемов застройки улиц, их благоустройство, техническое состояние дорожной одежды и транспортных единиц и т. д. Полученные данные, характеризующие основные источники шума города, позволяют составить карту источников городского шума. На карту наносят в условных обозначениях основные источники и указывают их эквивалентные уровни шума в дБ А. Масштаб такой карты зависит от величины города (1 : 10000 или 1 : 25000). Для малых городов и поселков следует применять более крупные масштабы (1 : 5000). . В состав карты шума города входит схема территорий и объектов, требующих особых условий акустического комфорта (больницы, санатории, пансионаты, зоопарки, парки, НИИ, вузы и др.). Эти территории можно наносить непосредственно на схему основных внешних источников шума.

11 июля 2012