Монтаж телевизионной башни

Впервые в отечественной практике монтаж ствола антенны телевизионной башни осуществлен вертолетом МИ-ЮК крупными блоками. Разбивка монтажных блоков произведена из расчета грузоподъемности вертолета. Блоки были проверены на собственную устойчивость от воздействия ветра силой 6 баллов (скорость 12,4 м/с) в сочетании с ветровым напором от винтов вертолета (скорость 25 м/с). Вертолетно-сборочная площадка располагалась на расстоянии 300 м от башни, что обеспечило минимально допустимую заправку вертолета топливом и возможность подъема максимально допустимых по массе блоков.

Здесь была площадка для стоянки, взлета и посадки вертолета, производилось его обслуживание, располагался стенд для контрольной сборки и хранились собранные и подготовленные к монтажу блоки. Перед началом работ были определены условия по обеспечению безопасности монтажных полетов в городской черте, границы опасных зон, расположение на объекте пунктов пожарной и скорой помощи. Была произведена контрольная сборка блоков в вертикальном положении, приварка направляющих и фиксирующих приспособлений, установка межкомнатных дверей Новокузнецк , навеска кольцевых подмостей и наружных алюминиевых лестниц.

Монтаж блоков ствола антенны выполнен с помощью направляющих и фиксирующих приспособлений (ловителей). Ловители представляли собой трубчатые консоли, закрепленные на нижнем и верхнем блоках. Система ловителей для установки последнего блока состояла из внутреннего конуса, наружных опорных консолей и наружных жестких направляющих. Соприкасающиеся поверхности ловителей смазывались техническим вазелином. Строповка блоков 1…14 выполнялась за две точки через короткие универсальные стропы, закрепленные на два электрозамка траверсы внешней подвески вертолета. Блоки 15 и 16 длиной 11,55 и 14,20 м подвешивали за четыре стропа. Для уменьшения колебаний блока в полете стропы были пропущены через верхнюю площадку и крепились ниже центра тяжести блока.

Предварительная наводка блока осуществлялась непосредственно из кабины вертолета, оборудованного системой стабилизации груза в плане. В процессе окончательной наводки вступали в действие ловители, обеспечивающие установку блоков с высокой точностью (±3 мм) При монтаже последнего наиболее длинного блока скорость ветра ограничивалась четырьмя баллами (не более 7,4 м/с). Монтируемые блоки временно опирали на шесть внутренних опорных столиков, что создавало требуемый зазор между кромками соседних блоков. Система направляющих устройств обеспечивала устойчивость блока после расстроповки до подъема к стыку монтажников, которые в период установки блоков находились на 10…15 м ниже монтажных стыков. Расстроповка производилась из кабины вертолета.

22 декабря 2012