Контактный электрообогрев конструкций

В последние годы вместо внешнего, по преимуществу конвекционного, обогрева бетона с использованием электротока конструктивно разработано несколько способов контактного обогрева. У нас в стране и за рубежом (Франция, Финляндия) находят применение различного вида греющие опалубки: щитовые опалубки из фанеры с сетчатыми нагревателями, инвентарные опалубки с греющим кабелем; с использованием трубчато-стержневых и уголково-стержневых нагревателей и др. В Финляндии нашел применение способ обогрева монолитного бетона и стыков сборных конструкций с использованием проводов. Кстати, подобным же образом строили заводы и открывали в них производство чековой ленты, которая сейчас продается по всей стране.

Контактный электрообогрев применяется для тепловой обработки бетона и защиты его от воздействия мо-роза при возведении монолитных железобетонных конструкций. Наиболее целесообразно применять контакт-ный электрообогрев при изготовлении конструкций, возводимых в греющих подъемно-переставной и разборно-щитовой инвентарных опалубках.

При контактном электрообогреве осуществляется непосредственная теплопередача от греющих поверхностей к прогреваемому бетону. Распространение тепла в самом бетоне конструкции происходит преимущественно путем теплопроводности.

Конструкция греющей опалубки или термоформы (из листовой стали, водостойкой фанеры и т. п.) должна предусматривать размещение нагревательного элемента и эффективной теплоизоляции (минеральная вата, шлаковата и т. п.). Снаружи теплоизоляция защищается достаточно прочным листовым материалом (фанерным, стальным и т. п.), предохраняющим ее от увлажнения и механических повреждений.
Конструкция греющей опалубки выбирается с учетом того, что поверхность нагревательного элемента должна максимально перекрывать площадь щита, на котором он размещается.

Руководство по электротермообработке рекомендует электрообогрев конструкций выполнять с помощью следующих нагревателей:
1) проволочных;
2) греющих кабелей и проводов;
3) стержневых;
4) трубчатых (ТЭНы);
5) трубчато-стержневых и уголково-стержневых;
6) индукционных;
7) сетчатых;
8) пластинчатых.

Выбор вида нагревателя определяется типом и размерами прогреваемой железобетонной конструкции, опалубки, имеющимися электрическими мощностями и т. п.

Проволочные нагревательные элементы выполняются из проволоки с повышенным омическим сопротивлением (типа нихром). Проволока диаметром 0,8—3 мм наматывается на каркас из изоляционного материала (например, лист асбошифера) и изолируется, например, тонколистовым асбестом. Проволоку нагревателя следует размещать на стороне каркаса, примыкающей к опалубке.

В качестве греющих кабелей могут применяться электрические кабели типа КСОП или КВМС. Они состоят из константановой жилы диаметром 0,7—0,8 мм, термостойкой изоляции и металлического защитного чулка. Кабель крепится непосредственно к металлическому щиту греющей опалубки или термоформы. Сверху нагреватель покрывают асбестовым листом толщиной 5 мм и слоем минеральной ваты толщиной 40— 50 мм.
Греющие провода со стальной, медной или алюминиевой жилой диаметром 1—2,5 мм крепятся к арматурному каркасу или элементам опалубки. Провода должны находиться в бетоне по возможности на равных расстояниях друг от друга в пределах 10—30 см. Провода следует крепить таким образом, чтобы они не смещались при бетонировании.

16 октября 2013