Греющие провода в строительстве

Греющие провода могут укладываться в виде прямолинейных или спиральных нитей. Спиральную проволоку рекомендуется использовать тогда, когда петли становятся настолько длинными, что применение прямолинейной проводки затруднительно. При спиральной прокладке провода шнуры наматываются с равными промежутками вокруг армированного каркаса. При толщине прогреваемых изделий до 20 см петли прокладываются в один слой, а свыше 20 см — в два слоя. Во всех случаях греющие провода не должны прикасаться к опалубке. Важно отметить, что греющие провода, после твердения бетона, должны быть убраны с мест, где будут ставиться пластиковые окна/ или двери.
Стержневые электронагреватели изготовляются из стержневой арматуры стали класса A-I (ГОСТ 5781—61), марки СтЗ группы А (ГОСТ 380—71) диаметром не менее 8 мм. Нагревательные элементы имеют зигзагообразную форму и крепятся с помощью кронштейнов к опалубке. Расстояние между нагревателем и опалубкой должно составлять 30—50 мм.

Трубчато-стержневой нагреватель представляет собой арматурный стержень диаметром не менее 8 мм, на который надета труба из ферромагнитного материала. Параметры такого нагревателя при одинаковых размерах элементов конструкции точно соответствуют параметрам коаксиального.

Разновидностью трубчато-стержневого нагревателя является уголково-стержневой, представляющий собой арматурный стержень диаметром не менее 6 мм, установленный внутри стального уголка соосно с ним. Стержень изолируется от трубы или уголка асбестовым шнуром, навитым на стержень участками в 20—30 мм с шагом 0,3—0,35 мм. Воздушный зазор между стержнем и трубой (уголком) не должен превышать 1—1,5 мм. Отсутствие напряжения на трубе и уголке позволяет крепить такие нагреватели непосредственно к опалубке с по-мощью сварки.

Индукционный нагреватель состоит из обмотки голого или изолированного провода, образующего замкнутый магнитопровод с металлом стальной опалубки или с арматурой, если опалубка выполнена из дерева. При применении обмотки из изолированного провода рекомендуется использовать провода марки РКГМ с рабочей температурой до 180° С. Изоляция голого провода от замыкания на металлическую опалубку осуществляется, например, асбестовым шнуром.
Выбор профиля магнитопровода определяется конструкцией опалубки, схемой армирования и числом витков электрической обмотки.

Сетчатый нагреватель представляет собой полосы тканых сеток определенной ширины (обычно 10, 15 или 20 см), соединенных между собой, как правило, последовательно с помощью медных шин. Материалом для изготовления нагревателей могут служить сетки из латуни, жаропрочного железа, нержавеющей стали.
Расстояние между полосами (в свету) определяется расчетом, но, как правило, находится в пределах от 5 до 15 см.

Полосы сеток изолируются от щитов опалубки (термоформы) с помощью термостойких электроизоляционных материалов, например из листового асбеста.
Пластинчатый нагреватель состоит из двух пластин электроизоляционного материала с зигзагообразно уложенной между ними металлической лентой. Ленты укладываются на расстоянии 10 см одна от другой. Ширина ленты нагревателя изменяется в зависимости от токовой нагрузки, применяемого напряжения и конструктивной особенности прогреваемого изделия и составляет, как правило, 10—30 мм.
Конструкция щита греющей опалубки с использованием кабеля разработана ЦНИИОМТП и была успешно применена на строительстве автозавода в Тольятти.

Для изготовления нагревательного элемента используют рулонный или листовой материал: медь, латунь, кровельное железо, сталь и т. п. толщиной 0,1—0,5 мм. Крепление пластинчатых электронагревателей к опалубке осуществляется, например, болтами или с помощью эпоксидного клея.
Расчет нагревателей, монтируемых в греющие опалубки, осуществляется в соответствии с «Руководством по электротермообработке бетона». Важнейшим требованием при этом является обеспечение однородных температурных полей в бетоне в процессе обогрева его в конструкциях.

Для электроснабжения нагревательных элементов рекомендуется использовать понизительные трансформаторы, предназначенные для производства работ в зимних условиях и устанавливаемые на площадках вблизи сооружаемого объекта под навесом с таким расчетом, чтобы не переставлять их до окончания работ.
Для ускорения производства работ с применением контактного электрообогрева в конструкциях с цикличным бетонированием в многоярусной инвентарной опалубке целесообразно применять несколько комплектов греющей инвентарной опалубки, оснащенных самостоятельной сетью распределительных проводов.

Перед началом бетонирования необходимо тщательно проверить путем пробного включения работоспособность систем электроснабжения и автоматического регулирования, а также нагревательных элементов в каждом щите опалубки с помощью, например, токоизмерительных клещей Ц-91.

Бетонная смесь должна укладываться в опалубку, отогретую до положительной температуры. Если при производстве работ используется несколько комплектов инвентарной греющей опалубки, то необходимо также предварительно включать нагревательные элементы опалубки предыдущего яруса забетонированной конструкции для прогрева бетона в зоне рабочего шва бетонирования.

Для снижения температурного градиента и перераспределения влаги по объему конструкции может применяться импульсный способ подачи тока. Прогрев бетона при этом может осуществляться как при наличии, так и при отсутствии понизительных трансформаторов.

Наиболее целесообразны цикличные подачи и отключение тока, помогающие избежать пересушивания бетона у электродов или перегрева его у греющей опалубки.

16 октября 2013