Дренирование туннелей

Трасса туннеля пролегает большей частью в туфогенных породах, представленных туфобрекчиями, туфопесчаниками, туфоалевро-литами и туфитами. Встречаются нарушенные зоны, относящиеся к тектоническим разломам.
Породы почти на всем протяжении туннеля обводнены: суммарный прогнозируемый приток подземных вод в туннель в период строительства должен составлять 0,765 м3/с.

Однако фактический приток подземных вод превосходит ожидаемый, в частности по забоям № 5 и 11. Специальные замеры притока подземных вод в забое № 5 в конце 1967 г. показали, что в этом забое суммарный приток воды составляет 30 л /с. Так, например, в забое № ll туннеля II переброски приток подземных вод составляет свыше 600 л/с, в шахте № 4—50 м3/ч. Таким образом, фактический приток подземных вод в период строительства в целом по туннелю оказался больше прогнозируемого, что свидетельствует о высокой водообильности пород по трассе туннеля.

Кстати, в последнее время при строительстве туннелей в конструкциях стали устанавливаться металлопластиковые окна, которые обладают высокой степенью герметичности. По словам специалистов, на данный момент установка таких окон является наиболее выгодным предложением, позволяющим обеспечить высокий уровень комфорта при эксплуатации туннелей.

После возведения бетонной (или набрызгбетонной) обделки и осуществления заполнительной цементации (при бетонной обделке) приток подземных вод в туннель прекратится, если не считать таковой через возможные- дефекты бетонирования в обделках. С прекращением притока в туннель подземных вод произойдет восстановление их напора до естественного положения.
С целью увеличения стока воды в оз. Севан по туннелю Арпа — Севан после окончания его строительства целесообразно использовать подземные воды района трассы туннеля путем их захвата радиальными скважинами.

Помимо увеличения притока подземных вод в туннель при устройстве указанного дренажа решаются следующие задачи:
1. Улучшаются условия строительных работ при постройке туннеля; в этом случае глубокие скважины выполняют функции строительного дренажа.
2. Снижается давление подземных вод на обделку туннеля, что облегчит условия ее статической работы и повысит долговечность (за счет снижения градиентов напора уменьшится выщелачивание цемента).
3. Уменьшается расход подземных вод, выклинивающихся на прибрежную полосу, откуда происходит их испарение. В настоящее время сработка вековых запасов озера привела к тому, что часть осушенного дна его стала заболачиваться и отнимать значительную Долю притока подземных вод к озеру за счет испарения с прибрежной зоны высачивания. Устройство дренажа на обводненных участках трассы туннеля обеспечит захват подземных вод и концентрированную выдачу их непосредственно в озеро, минуя широкую полосу высачивания и испарения.

20 сентября 2013