Что такое опалубочный щит?

Опалубочный щит состоит из лицевой части и днища. Лицевая часть набирается из двух плотно пригнанных слоев досок толщиной 5 см. Для обеспечения водонепроницаемости наружный щит обтягивается брезентом или усиленной полиэтиленовой пленкой. Брезент предварительно прокрашивается суриком. На днище опалубки в качестве теплоизоляции настилались два слоя досок толщиной по 5 см. Кстати сказать, купить дома в области построенные с соблюдением соответствующих технологий строительства не так-то и просто.

Так как при забивке отдельные шпунтины отклонялись от вертикального положения и в этих местах стенки образовались зазоры, возникла необходимость проконопатить пазы между шпунтинами пенькой или другими не пропускающими воду материалами. Выполнение этой работы под водой оказалось очень сложным и трудоемким процессом, нe всегда приводящим к положительным результатам.

Зазоры между днищем и шпунтовой стенкой заделывались следующим образом: сверху во впадины шпунтовой стенки на веревке опускались мешки с бетоном, заполненные на 7г объема. Масса мешка 50—60 кг. Мешки с бетоном опускались на металлический лист, бетонная смесь расплывалась по его поверхности и перекрывала зазоры между стенками и днищем опалубки. Водолаз проверял снизу плотность перекрытия зазоров и, в случае необходимости, по его указанию, мешок приподнимали и перемещали в сторону. Установка опалубочных щитов осуществлялась в период отлива при самом низком уровне воды.
Чтобы избежать больших теплопотерь бетона через опалубку в холодную воду, на основании теплотехнических исследований были предложены специальные мероприятия, позволяющие бетону твердеть в холодной воде до приобретения им прочности, равной 70% марочной.

На основании анализа результатов натурных наблюдений и расчетов было установлено, что коэффициент теплообмена между опалубкой и водой достаточно велик. Поэтому при исследовании температурных полей в твердеющем бетоне на гидравлическом интеграторе В. С. Лукьянова расчет осуществлялся без учета терми-ческого сопротивления между поверхностью опалубки и водой.
Как показали предварительные расчеты, для получения прочности бетона 70% от /?28 в наиболее ответственных участках причального выступа при начальной температуре бетона 30—35° С необходима деревянная щитовая опалубка толщиной 10 см (возможно и применение более эффективного утеплителя — пенопласта толщиной не менее 5 см).

Выступающие части оголовка пирса, имеющие модуль поверхности Мп^2, а также углы выступов, соприкасающихся с наружным воздухом, и незаопалубленные поверхности бетона, должны быть защищены от охлаждения толем и слоем опилок (толщина не менее 15 см) или шлаковатой (толщина 3—5 см) при температуре наружного воздуха до —15° С. При более низких температурах толщину теплоизоляции следует определять по расчету с учетом максимально возможного увлажнения теплоизоляционных материалов в процессе производства работ. Так как колебания температуры наружного воздуха и влажности в прибрежных районах значительны, предусматривалась специальная защита от атмосферных осадков и охлаждения.

Как уже отмечалось выше, в качестве несущего элемента оголовков пирса применялся металлический шпунт, выполнявший одновременно и роль арматуры. В теплотехническом отношении металлический шпунт представляет собой участок интенсивного теплообмена между бетоном и водой.

В связи с этим, чтобы устранить теплопотери через шпунт, его обогревали при помощи паровых труб, укладываемых по обе стороны шпунта под водой. Подача пара по трубам осуществлялась предварительно до начала бетонирования и поддерживалась на протяжении всего периода выдерживания бетона. При этом вода в зоне паровых труб нагревалась и восходящий теплый поток воды создавал положительную температуру (5° С) на внешней поверхности опалубки.

23 мая 2013