Число стояночных мест при проектировании автостоянок

Необходимое число стояночных мест в центрах обслуживания будет зависеть от общей степени использования индивидуальных автомобилей, от площади зоны влияния центра, степени его специализации. В настоящее время наблюдается резкая дифференциация этой потребности в зависимости от уровня автомобилизации. При уровне до 50 авт/1000 чел. фактически необходимо иметь 0,5—0,8 машино-места на 100 м* общей площади пола центра обслуживания. В условиях автомобилизации от 50 до 100 авт/1000 чел. зафиксированная потребность достигает 1,5—2,5 места на 100 ма общей площади пата. В странах с очень высоким уровнем автомобилизации рекомендуемая минимальная норма, например, для торговых центров США составляет 5,9 места на 100 ма общей площади, иногда с возможным превышением ее в 2 раза; в странах Западной Европы предусматривается от 7,5 до 10,7 места в автостоянках иа каждые 100 м* общей полезной площади центра.

Для практических целей необходимое число строительства мест в автостоянках микрорайонных и районных центров может быть рассчитано с учетом нормы 1—2,5 машиио-места на 100 м8 общей площади пола обслуживающего центра при уровне автомобилизации в городе от 50 до 100 авт/1000 чел. На перспективу каждому приросту уровня автомобилизации на 50 автомобилей должно соответствовать дополнительное резервирование места для автостоянок из расчета 1 машино-место на 100 м2 общей площади центра. В любом случае минимальное число стояночных мест равно 20.

Для загрузки стоянок центров обслуживания характерны два пиковых периода в течении рабочего дня — утренний и вечерний. Время пиковых нагрузок в сущности совпадает со временем пиков на общественном пассажирском транспорте, т. е. загрузка стоянок соответствует дневному ритму жизни городского населения. Вечерний пик на 30—50% выше утреннего. В выходные дни, особенно в субботу, характерен только утренний пиковый период.

Автостоянки в обслуживающих центрах располагаются на уровне земли, на покрытии, реже в подземных этажах зданий или в отдельно стоящих многоэтажных гаражах-стоянках. Выбор типа стоянок связан с технико-экономическими расчетами, учитывающими, кроме всего прочего, наличие свободных территорий, затраты на их освоение, колебания загрузки стоянок. Во многих случаях целесообразно устройство простых стоянок на уровне земли. В первую очередь это относится к таким обслуживающим центрам, как микрорайонный и районный, для которых обычно требуются небольшие стоянки — до 100 мест. Однако и для крупных обслуживающих центров сооружаются стоянки на 2—3 тыс. мест.

Если обслуживающий центр представляет собой одно здание, то построена может быть одна стоянка. В таком случае очень важно правильно расположить ее по отношению к входам в здание центра. Во-первых, целесообразно максимально приблизить стоянку, удаленность не должна превышать 75 м. Во-вторых, желательно, чтобы стоянка была размещена со стороны главных входов, а пешеходные потоки от стоянки в наибольшей степени совпадали с потоком посетителей, входящих в здание центра (направление движения автомобилей на стоянках должно быть, по возможности, перпендикулярным линии фасада здания). Отмечено, что при несоблюдении этих условий использование стоянки снижается в несколько раз, а паркирование автомобилей приобретает неорганизованный характер. Для уменьшения дальности пешеходных подходов большая стоянка (более 300 мест) может быть разбита на блоки, или, например, на две Части, размещенные по двум сторонам здания с раздельными выездами-въездами. В том случае, если обслуживающий центр представляет собой несколько отдельно стоящих зданий, паркирование автомобилей может быть решено двумя способами. Первый способ — одна кооперированная для всех зданий стоянка. Ее устройство целесообразно, если радиус пешеходной доступности не превышает 100 — 150 м, а размещение стоянки удовлетворяет вышеупомянутым двум основным требованиям. При этом размещение автомобилей должно учесть различную посещаемость отдельных зданий обслуживающего центра. Второй способ — несколько отдельных стоянок для одного здания или их группы. Здесь в качестве дополнительного требования следует указать на соблюдение разделения пешеходного и транспортного движения.

9 апреля 2012