Альтернативы автомобилизации при решении транспортных проблем строителями

В нашей стране происходила широкая дискуссия по поводу транспортных проблем. Специалисты и общественность на конференциях, на страницах журналов и газет высказывали различные предложения по строительству различных типов магистралей. Чтобы избежать очевидных трудностей, возникающих в странах с высоким уровнем автомобилизации, предлагались другие пути развития транспортной системы: дальнейшее укрепление общественного транспорта; существенное увеличение числа такси; развитие системы проката автомобилей; развитие средств передвижения (типа микроавтобусов), управляемых на общественных началах; развитие новых систем передвижения (внеуличные кабинные такси, аэротранспорт, электротранспорт и др.).

В разгар дискуссии уровень автомобилизации в составлял около 5—8 авт/1000 чел., годовое производство грузовых отечественных автомобилей достигало около 300 000 шт. в год, лишь темпы строительства магистралей отставали от темпа автомобилизации. Некоторые из идей, высказанных в ходе дискуссии, вполне себя оправдали и постепенно внедряются в жизнь. В первую очередь это относится к укреплению общественного транспорта. Низкие тарифы, общедоступность (за счет широкой помощи государства) сделали советский городской и междугородный пассажирский общественный транспорт мощнейшим в мире. На долю общественного транспорта приходилось 90% и более пассажироперевозок, а на каждого горожанина — по 400—700 поездок/год. Общая дальность поездки составляла 1500—2500 км/год на одного жителя города.

Все же это не полностью удовлетворяло возрастающие потребности в передвижениях. Партией и правительством выдвинуты задачи ликвидации существенных различий между городом и деревней, повышения благосостояния населения, улучшения условий отдыха и строители поддержали данное предложение. Решение этих задач тесно связано с возможностью быстрее, чаще, удобнее передвигаться на все возрастающие расстояния. Такую возможность предоставляет личный автомобиль. Поэтому резко увеличены (до 1 200 000 шт. в год) производство и продажа (в 6 раз) индивидуальных автомобилей. В стране началась автомобилизация и одновременно строительство автодорог. В Прибалтике достигнут наиболее высокий уровень автомобилизации в стране — 60—80 авт/1000 чел. В перспективных проектах, например генпланах городов, прогнозируется уровень автомобилизации 180— 200 авт./1000 чел. Очевидно, что эти показатели в разных городах и республиках будут достигнуты не одновременно. На процесс автомобилизации повлияют климат, развитие улично-дорожной сети отдельных регионов, состав семей и другие факторы).

28 марта 2012