Оптимизация конструкций на стадии проектирования

Рассматривая проблемы оптимизации конструкций на стадии проектирования, мы не будем затрагивать вопросы синтеза конструктивной формы или выбора между двумя и более принципиально различающимися конструктивными формами. Очевидно, цели рабочего проектирования, как традиционного, так и с применением ЭВМ, совпадают.
Одним из первых объектов оптимального рабочего проектирования были стальные подкрановые балки одноэтажных производственных зданий, а так же раздвижные механизмы для дверей.

Объясняется это как их значительной металлоемкостью и массовостью применения, так и возможностью исследования их параметров в отрыве от других элементов каркаса здания. Правда, высота балки, оптимальная без учета ее влияния на высоту здания, может оказаться неоптимальной при учете соответствующего изменения длины надкранового участка колонны и высоты здания в целом (в случаях когда лимитируется отметка низа подкрановых балок и имеется некоторая свобода в назначении отметок рельсов).

Однако проектировщик может сделать выбор среди нескольких альтернативных решений подкрановых балок, отличающихся одна от другой высотой. Поэтому концепция конструктивной автономии подкрановых балок сохраняет силу, тем более что статический расчет балок выполняется независимо от расчета остальных элементов каркаса.
В 1966 г. в ГПИ Укрстальконструкция была разработана программа проектирования балок минимальной массы на ЭВМ БЭСМ-2 м, в 1968 г. — программа проектирования балок минимальной стоимости (РОМБ) на ЭВМ «Минск-22». В настоящее время в связи с

Переходом на машины третьего поколения разрабатывается вариант программы РОМБ для Единой системы ЭВМ. Особенность программы РОМБ — объединение в ней программ статического расчета, выбора элементов сортамента листовой стали, реализации положений СНиП, оптимизации и вычисления технико-экономических показателей. Именно доступность сравнительно простой машинной реализации наряду с причинами, указанными выше, обусловили большое распространение машинного проектирования подкрановых балок.

27 июля 2013