Ковры объединяются в группы по ряду различных признаков.
В соответствии с методикой изготовления ковры могут быть ручной и машинной работы: тканые, вязаные, ворсопрошивные( тафтинговые), иглопробивные, валяные( войлочные), клееные, флокированные, плетеные( циновки), вышитые( к примеру, меховые ковры с аппликационными узорами).
По размеру ковры ручной работы делятся на 3 основных группы: небольшого размера — до 3 м2, средние — от 3 до 6 м2, большие, размер которых составляет от 6 м2 и больше.
По волокнистому составу системы, образующей опорную поверхность, ковры разделяют на шерстяные, шелковые, вискозные, синтетические. Кроме этого ковры могут различаться по фактуре и бывают безворсовые( ровные) и ворсовые с разрезным, петельным или сочетанным ворсом.
По рисунку ковры могут делиться на сюжетные и орнаментальные( медальонные, садовые, цветочные, геометрические, охотничьи и др.).
Художественные индивидуальности ковров определяют композицией и колоритом рисунка, характером цветовой инсталяции, оттенкам, цветовым построением узоров, форматом, соотношением центрального поля ковра и бордюра, фактурой опорной поверхности и ее волокнистым работы, в разработке узоров которых применен эксперимент почти всех поколений, отражены многолетние национальные традиции.
Наиболее колоритными являются азербайджанские ворсовые ковры, которые могут отличаться не только фактурой, но и классифицироваться по месту изготовления ( куба, ширван и др.). Лучшим ковром является куба с бархатистым ворсом не высоким и густым, и филигранным легковесным изящным узором.
Дагестанские ковры так же очень высоко ценятся среди потребителей. Это ворсовые орнаментальные ковры, безворсовой структуры, которые различаются по месту изготовления




