Для определения размеров складов необходимо вначале выявить объем материалов, деталей и конструкций, который должен храниться на складе. Запас должен обеспечить бесперебойное снабжение строительных работ и чем он .больше, тем надежнее гарантирован ритмичный ход работ. В то же время, от объема запаса зависит уровень затрат на устройство и содержание склада. С ростом запаса увеличивается общая потребность в материалах вследствие замедления оборачиваемости оборотных средств — в результате ухудшаются экономические показатели строительной организации. Таким образом, запас должен быть минимальным, но достаточным -для обеспечения бесперебойного выполнения работ. Величина производственных запасов зависит от многих факторов, в том числе от принятой организации работ (монтажа «с колес» или со склада), вида транспорта (водный, железнодорожный, автомобильный и др.), соотношения разовой потребности и грузоподъемности транспортной единицы и других местных условий.
Уровень запаса материалов на складе может колебаться от нуля (например, при установке «с колес» объемной трансформаторной подстанции) до полного объема строительства, например, строительство на Крайнем Севере с доставкой материалов только в навигационный период или объекты с небольшими сроками сооружения (в обычных условиях). В общем понятии производственного запаса следует различать его составляющие: текущий запас, страховой, подготовительный и сезонный. Текущий запас равен потребности в том или ином ресурсе в период между двумя смежными поставками. В идеальном случае текущий запас вполне достаточен для обеспечения производства работ. Однако, учитывая возможные срывы в работе поставщика и транспортной организации, в расчет вводят страховой запас.
Страховой (гарантийный) запас — это часть производственного запаса, предназначенная для обеспечения бесперебойного процесса производства в случае полного использования других частей запаса. Страховой запас призван сгладить, скомпенсировать неравномерность пополнения текущего запаса. Страховой запас создается также в небольшом объеме при сборке зданий «с колес», что предотвращает срыв графика в целом при кратковременном нарушении работы транспорта. Величина страхового запаса зависит от вида транспорта, грузоподъемности транспортной единицы, расстояния перевозки, сезонных условий работы транспорта и ряда других условий и достигает 75% от размера текущего запаса.
25 мая 2012



